ИЗ ТЕОРИИ ВИН ЧУН


Наиболее важная концепция - не противопоставление силы против силы, которая позволяет "мягкому" бойцу одолевать более сильных противников. Вообще, в Вин - Чунь практикующий боевые искусства найдет способы применить силу своего противника против него же самого. Большая часть обучения сводится именно к тренировке рефлексов чувствительности.

Также важными являются несколько основных принципов Вин - Чунь. Материнская линия - воображаемая нить, проходящая вертикально через центр вашего тела. От материнской линии выделяет Центральную Линию, которая, являсь вертикальной, делит тело на правую и левую половины. Большинство жизненно важных органов тела человека расположены - по Центральной Линии. Ученик Вин - Чунь тренируется защищаться и атаковать по центральной линии. Самое короткое расстояние между Вами и вашим противником - прямая. По этой линейной концепции вырабатывается другой очень важный принцип Вин - Чунь - "Экономия Движения".

В стиле изучаются два вида оружия: шест и "меч - бабочка". Но этому обучают уже после того, когда ученик уверенно овладевает базовой техникой.

Обучение:

Идя по пути обучения боевому искусству, человек становится очень эффективным и легко приспосабливаемым бойцом. За относительно короткое время обучаемый овладевает основными принципами базовой техники. Вместо тренировки реакции по определенной методике ученик узнает способы защиты для любой ситуации. Это дает максимальный эффект для использования доведенных до автоматизма действий или подсознательных реакций.

Много учебного времени затрачивается на развитие "рефлексов чувствительности". Идея - Вы входите в контакт или касаетесь вашего противника, ваш орган подсознательно чувствует направление действия силы и намерение противника. Это тоже представляет собой базовую концепцию стиля.

Вход в контактную позицию с отработкой элементов защиты тренирует концепцию не применения силы против силы. В ней заложена идея доведения до совершенства чувствительности человека, названная Чи - Сао.

Концепции защиты и атаки заложены в трех формах Вин - Чунь: Сиу Лим Тао, Чам Киу, и Бию Джи.

Другой уникальный аспект системы - использование Моок Джонг, или деревянного манекена, имеющего три руки и ногу. Ученику преподается "формальный" комплекс , который состоит из 108 перемещений и возможных действий по стилю Вин - Чунь.

Работа с оружием также подчинена основным базовым принципам (включая принцип тренировки рефлексов чувствительности). Многое в работе с оружием построено на тех же принципах, что и бой голыми руками.

Из различных видов боевых искусств Китая, распространившихся во Вьетнаме, самым простым и практичным является знаменитый вид единоборства вин-чун.

Всего лишь 3 удара рукой - движение локтем, движение ладонью вверх, ладонью вниз- содержат в себе сотни и тысячи вариантов взаимных превращений. Они могут быть скомбинированы различным образом как в блоки, так и в удары. Также эти три вида базисных движений могут быть модифицированы в огромное множество движений. Именно небольшое количество основных движений, которые затем можно развить до огромного количества сочетаний движений, и является сокровищем Вин Чун Кунг Фу.

Как правило, все традиционные стили боевых искусств - это всего лишь удар и отражение удара. Hапример, когда противник наносит удар, мы одной рукой отражаем его, а другой наносим противнику контрудар или наносим ответный удар ногой. В случае такой последовательности мы используем руку или ногу каждый раз после атаки противника (удара рукой или ногой). В этом случае одновременное отражение удара и нанесение контрудара невозможно. Это происходит потому, что вы должны одной рукой (ногой) блокировать удар противника, а другой рукой (или ногой) - нанести ответный удар. Таким образом, вы проигрываете в скорости реакции и задействуете все ваши ресурсы одновременно.

Стиль Вин Чун Кунг Фу принципиально отличается от подобных стилей боевых искусств по своей основной идее. Метод Вин Чун - это нейтрализация наступления противника и одновременно нанесение противнику контрудара. В этом и состоит замечательная суть вин-чун. Если противник наносит удар рукой или ногой, то мы можем принять любой его удар. <Принять> здесь означает привлечь к себе противника, когда он наносит удар, и в то же мгновение одновременно с этим действием нанести ответный контрудар той же рукой (ногой), которой вы привлекали противника. Возможно, этот процесс очень сложно описать, но он становится ясным при применении на практике. При обучении учитель вин-чун применяет формулу: <Да тху тык ви тиеу тху>, означающую <Рука нейтрализующая есть рука атакующая>. А также формулу: <Тху лыа чунг>, означающую, что обе руки постоянно сохраняют положение у центральной линии груди. В ситуации, когда мы наносим удар противнику, выдвигая вперед одну из рук, эта рука должна двигаться вперед вдоль вертикальной плоскости центра тела. В любой момент противостояния с противником одна из ваших рук должна находится в центральной точке (на центральной линии) корпуса. Таким образом, наша голова и корпус становятся защищенными центральной рукой. Это имеет огромные практическое значение в плане выигрыша по времени. Блокирование удара противника в голову и корпус рукой, находящейся у центральной линии, проводится с большей быстротой и с большей силой и мощью, чем если бы нам пришлось возвращать к центру руку из ее более дальнего положения.

Таким образом, преимущество в скорости и силе стиля Вин Чун Кунг Фу достигается за счет оптимизации движений до предельно короткой дистанции взаимодействия с противником. Преимущества боя на короткой дистанции состоят в большей скорости и мгновенной мобилизации энергии для удара или блока. Даже если противник быстро и мощно атакует, куда бы он ни нацеливался, мы делаем так, чтобы рука противника всегда оказывалась с внешней стороны той зоны, которую мы защищаем. Таким образом, мы овладеваем инициативой, преимуществом в наступлении или в защите.

То есть, метод вин-чун -во время удара как бы вписываться в прямоугольник, центр которого находится в середине груди, исходя из линии меридиана, прямо в направлении противника. Hапример, если противник применяет удар рукой, то мы применяем метод отбрасывания руки в сторону или вверх, или удар сбоку. Этот удар относится к типу <тетива лука>, то есть дугообразный удар. Существует и такое изречение: <Зи кунг фа чык, зи чык фа кунг>. Что означает: круг разрушает прямую линию, прямая линия разрушает круг. Для объяснения действия Вин Чун Кунг Фу можно привести пример лука со стрелой. Когда противник нас атакует, по отношению к нам его действия подобны сгибанию бамбукового древка лука. Мы, пока противник защищен, блокируем его удары, одновременно наращивая собственную силу, подобно тому, как увеличивается упругость древка лука при сгибании. Эта сила внутри себя собирается тем больше, чем больше ударов нам приходится отражать. Одновременно наращивание этой силы приводит к готовности в нужный момент вложить всю силу в удар. Это аналогично тому, как сгибание древка лука (или натягивание его тетивы) в итоге наращивает ту силу, которая в нужный момент распрямляет лук и посылает стрелу. Hаш последующий удар будет подобен выпущенной из лука стреле - сила сконцентрируется в атакующей руке, атака будет направлена по прямой линии. Когда противник открывается, мы применяем исключительно быстрый прямой удар и атакуем противника, что очень похоже на согнутый бамбук, который внезапно распрямляется с исключительной силой, нанося противнику ответный удар.

В обучении и практике Вин Чун Кунг Фу существуют несколько формул, описывающих основные идеи ведения боя. Hапример, формула <Лай лыу кхы тонг>, что означает: <Приближаются - удерживай, отходят -догоняй>, и формула: <Тхоат тху чык сунг>, означающая принцип действия "отвести руку - прямо атаковать". Последнее означает, что если удар противника приближается, то нужно его отвести в сторону, а если удар противника пересекает ваш путь, то нужно помочь ему двигаться дальше по инерции. Это последнее действие может привести к потере противником равновесия, а также открывает для нашей атаки незащищенные, уязвимые места на его теле. Одновременно подобное действие не приводит к затратам скорости и энергии с нашей стороны, оставляя все силы для мгновенного атакующего удара. Таковы методы применения движений ладонью вверх, вниз, движений локтем.

Стратегии боя в искусстве Вин Чун

Китайская система ведения боя, известная как Вин Чун Гун-фу, весьма популярна в настоящее время, и заслуга в этом принадлежит, прежде всего, Грандмастеру Ип Мэну. Именно благодаря его талантам Учителя и бойца, один из локальных стилей Южного Китая стал известен во всем мире. У Ип Мэна было множество известных учеников. Один из них - Хо Кам Мин, начал свое обучение в пятидесятых годах ХХ в. Он отличался трудолюбием и очень серьезным отношением к учебе. Благодаря этому, он стал очень близок Ип Мэну, много помогал ему и оставался с Учителем вплоть до его смерти.

Хо Кам Мин вел обучение Вин Чун в Гонконге и в Макао, обучал бойцов для участия в полноконтактных боях. Он был также весьма известен как великолепный специалист в технике Вин Чун. Хо Кам Мина называли "Чам Кю Ван" - "Король Чам Кю" (второй формы в системе Вин Чун) за его непревзойденное выполнение этой формы.

Августин Фонг начал обучаться под руководством Хо Кам Мина в Макао в 1960 г. Фонг прозанимался у мастера Хо в течение восьми лет, изучая искусство ведения боя и теорию Вин Чун, после чего уехал в Соединенные Штаты, где открыл свою школу. В этой статье объясняются некоторые важные стратегические понятия и принципы Вин Чун, которые традиционно передавались от учителя к ученику в виде Вин Чун Куэн Куит - "боевых песен Вин Чун".

Стратегии внутренней линии.

Наилучший угол или линия нападения в Вин Чун называется "внутренняя линия" или "внутренняя центральная линия". Чтобы получить внутреннюю линию, вы должны контролировать линию нападения противника, так, чтобы, в течение краткой секунды или двух он не мог нападать. Контроль внутренней линии уничтожает структуру нападения противника, открывая внутреннюю линию для вашего нападения и делая фактически невозможным для противника оправиться прежде, чем вы ударите его. Внутреннюю линию трудно описать на бумаге, потому что каждое движение противника изменяет наилучшую линию нападения. Вы должны учиться, видеть и чувствовать, где лучшая линия нападения. Обычно, ею является прямая линия, но бывают моменты, когда лучше использовать круговые атаки. Если вы можете всегда использовать совершенную линию нападения, ваш шанс проиграть борьбу очень небольшой. Внутреннюю линию лучше изучать у квалифицированного учителя-сифу Вин Чун.Попытайтесь захватить внутреннюю линию, тогда вы будете иметь возможность для прямого удара.

Наиболее прямая и безопасная атака - это внутренняя линия атаки. Обычно это прямая линия, но вам иногда придется сделать внешнее круговое движение, чтобы произвести наиболее выгодное нападение. В любом случае, нападение нужно всегда заканчивать нанесением удара в центр противника или плоскость вертикальной материнской линии. Нанесение удара в центр означает, что ваша мощь выпущена непосредственно к центру тела противника, чтобы причинить наибольшее внутреннее повреждение и сделать так, чтобы ваше нападение было труднее отклонить. Направляя взрывную мощь в центр тела противника, будь то сбоку, сзади или спереди, вы в любом случае нанесете большой ущерб органам, находящимся в этой внутренней области. Однако если вы ударяете в стороне и далеко от центра, неизвестно сможете ли вы причинить внутренние повреждения, ведь противник может избежать удара поворачиваясь. Вы не должны стремиться просто приблизиться к телу противника, нужно понимать, что удар непосредственно в вертикальную материнскую линию тела противника поглощает большее количество вашей мощи, так как в этом случае для него труднее ее отклонить, что заканчивается большим внутренним повреждением. Вы должны стремиться получить внутреннюю линию, так чтобы вы имели наиболее прямую линию атаки. Разрушение центральной линии противника позволяет управлять его структурой.

В Вин Чун имеется множество методов заманивания в ловушку, которые используют "пор джан" или разрушение центральной линии. Техника пор джан используется для уничтожения структуры противника или управления ею на центральной линии, так чтобы открыть внутреннюю линию для нападения. Поскольку вы контролируете и останавливаете движение противника на его центральной линии, вы на мгновение лишаете его руки или другие части тела возможности нанести вам удар, причем так, что вы сами можете нападать беспрепятственно. Пор джан является очень важным принципом для ведения боя, потому что вы управляете ситуацией, контролируя не только руки противника, но всю его структуру.

Используйте структуру тела, чтобы восстановить вашу собственную внутреннюю линию, тогда вы будете видеть насколько важна эта линия. Очень важно учиться тому, чтобы в бою видеть и чувствовать лучшую линию для атаки, но вы должны также научиться тому, как восстановить внутреннюю линию, когда противник нападает. Тот, кто занимает внутреннюю линию, имеет лучшую линию для атаки. Если противник занимает внутреннюю линию прежде, чем это делаете вы, то вы должны быть достаточно гибки, для того чтобы изменить вашу структуру, отклоняя и контролируя поступающее нападение, таким образом открывая новую внутреннюю линию для вашей собственный контратаки. Когда вы будете учиться блокировать и контролировать, восстанавливая внутреннюю линию, вы будете видеть, как жизненно важна эта линия для победы в бою. Защитите вашу собственную структуру. Охраняйте центральную линию защищая фланги.

Вин Чун - это одновременные нападение и оборона. Поскольку вы нападаете по внутренней линии, вы должны контролировать предплечья противника или структуру его тела, чтобы не дать ему ударить вас. Защита вашей структуры важна в бою и нужна для того, чтобы вы не получили повреждения. Это становится еще более эффективно, если охранять свою центральную линию и защищать себя, блокируя и атакуя одновременно. На самом высоком уровне Вин Чун это делается без физического блокирования или контроля атак противника, и называется бо лэй йин или "стеклянная техника", во время ее выполнения противник не может блокировать ваше нападение. Это выглядит так, как будто противник смотрит на то, как вы ударяете его, но не видит ничего, как если бы перед ним было прозрачное стекло. Техника бо лэй йин требует полного понимания структуры и внутренней линии, потому что вы должны знать, как выходить из линии нападения, чтобы защитить себя без физического блокирования при одновременном нанесении удара противнику. Техника бо лэй йин управляет внутренней линией таким образом, что противник не может даже сделать эффективный блок. Эта техника является чрезвычайно высоким уровнем и овладение ею требует многих лет практики.

Стратегии закрытия бреши.

Закрытие бреши - выражение, используемое в Вин Чун, для того чтобы описать путь, которым вы закрываете траекторию между вами и вашим противником. Вы должны закрыть брешь быстро, чтобы заманить в ловушку противника и открыть внутреннюю линию. Закрытие бреши в этой манере не дает противнику нанести вам удар, в то время как вы имеете открытую область, для того чтобы ударить. Если вы закрываете брешь без того, чтобы заманить в ловушку противника, вы рискуете. Система Вин Чун основана на экономии и эффективности движения; риск всегда или неэкономичен или неэффективен. Закрытие бреши не простой навык, поскольку это требует точного выбора момента, чувства, быстрых реакций, быстрых гибких позиций, и способности анализировать структуру противника в одно мгновение. Чтобы развить эти навыки требуются годы постоянной практики для приобретения опыта, который можно получить, выполняя техники чи сао и ман сао.

Агрессивные и быстрые атаки хороши для закрытия бреши. Агрессивность в Вин Чун означает, что следует агрессивно двигаться к противнику, при поддержании полного контроля над ситуацией. Это не безрассудный натиск, с целью поскорее ударить вместо того, чтобы вначале проанализировать то, что происходит. Агрессивные атаки Вин Чун позволяют поддерживать контроль, как за противником, так и за его ударами. Чтобы быть способным закрыть брешь агрессивно и энергично, вы должны быть способны управлять вашей собственной мощью и анализировать то, какие альтернативные движения противник может выполнить. Скорость важна в закрытии бреши, но вы должны использовать скорость при правильном выборе момента. Если ваш противник высококвалифицированный боец, ряд быстрых, но плохо рассчитанных атак может ввергнуть вас в серьезную неприятность, потому что противник будет разрушать ваш тайминг, чтобы поразить вас первым. Вы должны закрыть брешь агрессивно и энергично, сохраняя контроль и правильный выбор момента.

Делайте движение первым, сохраняя контроль. С первым ходом в бою, вы уже должны управлять ситуацией, ставя противника в положение, когда он реагирует на ваше нападение в предсказуемой манере. Закрывая брешь с движением заманивания в ловушку и, нападая по внутренней линии, вы будете контролировать возможные реакции противника. Даже если ваша первая атака не достигнет цели, это должно создать благоприятную ситуацию для второй атаки. Делая движение первым, вы увеличиваете возможность того, что ваша стратегия будет работать. Однако это не обязательно подразумевает, то, что вы всегда двигаетесь первым. Фактически, ваш противник может начать атаку раньше вас, но, если вы двигаетесь быстрее, под правильным углом, с правильным выбором момента, и с контролем движения, то ваша атака будет завершена раньше. Движение, выполненное первым, необходимо для победы в бою.

Со слабым противником используйте прямое фронтальное нападение. Если ваш противник слаб, то вы легко можете разрушить его защиту. Главная идея Вин Чун не состоит в том, чтобы тратить впустую время или усилие, так, если вы знаете, что противник более слабый, или представляет более слабую структуру, закрывайте брешь, идя прямо с агрессивным, прямым нападением. Этот принцип тайминга также как и техника закрытия бреши, и эта стратегия могут использоваться во всех аспектах боя.

Не сталкивайтесь с сильным противником.При защите против сильного противника нет возможности легко защититься проходя сквозь его удары; следовательно, вы не должны нападать или входить в контакт с мощью противника напрямую. Когда сталкиваются лицом к лицу с сильной мощью, то не идут против нее. Вместо этого идите вокруг направления мощи, нападая под углом так, чтобы вы не столкнулись с более сильной позицией. Чувство того, когда нужно входить, а когда идти вокруг, развивается через практику "липких рук" Вин Чун. Это принципиально также для тайминга, так как, когда вы чувствуете сильную мощь, это не является подходящим моментом, для того, чтобы нападать напрямую, нужно идти вокруг.

Атакуя внутрь противника, выполняйте три движения вместе. Агрессивность и правильный выбор момента необходимы в закрытии бреши. Кроме того, вы должны перемещаться с единством тела принятым в Вин Чун. Это означает, что ваши техники рук и ваша стойка работают вместе. Вы должны скоординировать все эти три вещи (атака, блок и стойка) при смене позиции. Ваша атака, и ваше контролирующее движение должны работать так, чтобы помогать друг другу. Если вы скоординируете эти три элемента вместе, то для противника будет трудно справиться с вашей агрессивностью, так как перед ним стоят в сильной позиции, а он становится атакующим и пойманным в тот же самый момент.

Стратегии "моста"

В Вин Чун понятие "ручной мост" относится к предплечью - части руки от локтя до запястья. "Мост" может быть сравнен с передовым отрядом в армии; остальная часть армии (ваше тело) зависит от передней линии, защищающей ее. Победа или поражение зависят от того, насколько сильным является "мост", а также от его позиции. Поэтому вы должны тренироваться в том, чтобы развить твердый и прочный "ручной мост", и постоянно держать лучшую стратегическую позицию вашего "моста" в течение боя. Чтобы выигрывать бой, вы должны учиться тому, чтобы управлять противником, уничтожая структуру его "моста". Если вы управляете "мостом" противника должным образом, вы будете иметь ясную линию нападения. Если вы не управляете "мостом" противника, то не известно, сможете ли вы нанести ему удар. Это более эффективно - знать, что вы имеете ясную линию атаки, чем просто ждать шанс, когда бы вы могли войти. Управление "мостом" противника важно, и для нападения, чтобы открыть линию для атаки, и для защиты, чтобы заманить в ловушку противника, так, чтобы он не мог ударить вас.

Короткий "мост" рук и узкая позиция. В боевой позиции Вин Чун оба "ручных моста" должны быть расположены близко к вашему телу. Оба локтя должны быть согнуты и отведены на расстояние равное размеру кулака, от вашего тела. Если вы отводите передний "ручной мост" слишком далеко от вашего тела, вы будете терять потенциал, взрывной мощи, потому что имеется меньшее расстояние, для того чтобы ее произвести. Вы будете также терять гибкость. Если вы подводите "мост" близко к вашему телу, вы имеете больший потенциал взрывной мощи, и вы имеете большую гибкость, для перемещения во всех направлениях из-за согнутого положения локтя.

Если ваша позиция слишком широка, вы будете медленнее и менее подвижны. Более узкие позиции быстрее, потому что они требуют меньшее количество энергии для перемещений. Они также более подвижны, потому что требуют меньшего перемещения веса тела, делая это перемещение более легким от центра во всех направлениях. Позиция Вин Чун была создана для очень гибких и подвижных перемещений во всех направлениях. Полная структура вашего тела, включающая позицию вашего "ручного моста" и стойку, необычайно важна в бою. Короткий "ручной мост" и узкая стойка составляют основу боевой структуры Вин Чун. Вы должны научиться очень четко понимать, как они используются в бою.

"Голова подобна стеклу, живот подобен вате, а "ручной мост" подобен железу".

Вы должны стоять перед вашим противником с мыслью о том, что ваша голова хрупка и уязвима подобно стеклу, что означает, что вы должны защищать ее. Вы должны чувствовать, что ваше тело мягкое подобно вате и что люди могут легко повредить его. Наличие хрупкой головы и мягкого тела заставит вас понять насколько важно защищать себя от атак противника. Вы должны развить ваш "ручной мост" так, чтобы он был подобно железу и чтобы он смог защитить ваши голову подобную стеклу и ваше тело подобное вате.

Контролирование "моста рук" противника делает ситуацию более благоприятной.

Управляя "ручным мостом" противника заманивайте его в ловушку или, маневрируя, ставьте его в положение, из которого чрезвычайно трудно выйти. Это даст вам краткий момент для того, чтобы напасть без опасений относительно возможной контратаки. Каждый раз, когда вы успешно контролируете "мост" противника, вы создаете брешь для вашего нападения. Чем лучше вы можете управлять "мостом" противника, тем выше ваши шансы одержать победу в бою. Способность управлять "мостом рук" противника изучается в липких руках и других упражнениях с партнером. Принцип заманивания в ловушку является главным в системе Вин Чун и должен изучаться постоянно.

Короткими движениями можно сковывать "мост" противника.

Один из способов заманить в ловушку "мост рук" противника это сковывание. Чтобы произвести сковывание вы должны быть достаточно близко, для того чтобы уничтожить угол "моста рук" противника, что приведет к разрушению этого "моста". Короткие движения с взрывной мощью очень эффективны в сковывании, потому что с их помощью можно резко схватить "мост рук" противника, уничтожая его структуру и оставляя мало времени для эффективного реагирования. Короткая взрывная мощь или мощь подобная кнуту соединяется с резким щелкающим движением, создавая импульс, проникающий вглубь тела противника. В движении заманивания в ловушку, щелкающем или хлещущем действии может быть столько силы, что это приведет к потере противником равновесия или разрушению позиции его тела, также как и его "моста рук". Сковывание это очень эффективная техника при заманивании в ловушку в системе Вин Чун.

Когда "мост рук" противника перед вами, находитесь на его "мосту".

Наиболее благоприятный метод контролирования "моста рук" противника для вас, это быть на сверху его "моста". Заманивайте в ловушку, уводя вниз его атакующую структуру. Быть на "мосту" - означает нападать и управлять "мостом" рук противника сверху. Быть на "мосту" это важный метод контролирования противника, но это не подразумевает того, что вы всегда должны стремиться оказаться в верхнем положении. Вы должны реагировать в зависимости от боевой ситуации. В некоторых случаях может быть лучше контролировать противника сбоку или снизу. Вы должны развить способность анализировать атакующую структуру противника немедленно, чтобы сразу найти лучший угол управления его "мостом". Такой навык в Вин Чун развивается через практику чи сао.

Стратегии Инь и Ян.

В Вин Чун всегда следуют принципам инь и ян.

Инь - темный, отрицательный, пустой, мягкий или пассивный аспект во всех вещах. Ян - светлый, уверенный, полный, твердый или активный аспект во всех вещах. Ничто не является полностью инь или полностью ян, и что является инь, в конечном счете, изменяясь, переходит в ян. И что является ян, в конечном счете, становится инь. Эти идеи важны в стратегии боя, потому что нападение активно или ян, но оно должно стать пассивным или инь после того, как мощь была выпущена. Блестящий боец знает интуитивно из своего опыта и благодаря обучению, какая из рук или ног противника является активной или "живой", и какая является пассивной или "мертвой". Он нападет в правильно выбранный момент для того, чтобы уничтожить активное или предотвратить пассивное от становления его активным. Это требует навыка и практики. Знание инь и ян в вашей собственной технике боя, позволяет вам видеть инь и ян в технике противника. Имея понимание того, как изменяются вещи от твердого к мягкому, от полного к пустому, от инь к ян, вы улучшите свои боевые навыки.

Инь и Ян, мягкость и твердость - вы должны знать, как различить их.

В ваших движениях вы должны различать инь и ян в каждой боевой технике. Вы должны знать, является ли ваша рука активной или пассивной, и что это означает относительно противника. Вы должны знать, какая из ваших рук является вашей "живой" рукой, а какая вашей "мертвой" рукой, чтобы понять руки противника. Если вы не можете различить активность и пассивность, твердость и мягкость, вы не сможете контролировать ваши собственные техники. Чтобы управлять противником, вы должны вначале научиться управлять собой.

Верх, вниз, назад и вперед: ваши техники должны непрерывно течь.

Принцип инь-ян используется как в применении техник, так и в их анализе. Вы должны изменяться от инь к ян и от ян к инь, чтобы быть в состоянии производить как можно больше мощи. Боец Вин Чун делает это, вращая руки, нападая одной рукой, в то время как другая используется для контроля, затем меняет руки так, чтобы правая рука уже контролировала, в то время как другая рука наносила удар. Эта вращательная модель может быть применена вверх и вниз, назад и вперед, или из стороны в сторону. Когда вы ведете бой таким способом, ваши техники будут течь согласно теории инь и ян.

Даже в том случае, когда техника является ян, или нанесение удара, она обязательно содержит в себе инь. Точно также техника, которая является инь, или контролирование, также содержит в себе ян. Чтобы суметь эффективно приспособиться к движениям противника, вы должны быть способны контролировать, а также изменять количество инь и ян в каждой из ваших техник. Техника нападения типа удара, которая имеет главным образом ян мощь, должна измениться к большему количеству инь мощи, когда эта техника блокирована так, чтобы вы могли свободно перетечь в технику контролирования при поддержании правильной структуры. Техника контролирования, которая имеет большое количество инь мощи, должна измениться к большему количеству ян, когда она становится нападением. Способность управлять вашей мощью при применении принципа вращающихся техник позволит вам реагировать и приспосабливаться к противнику в гладкой плавной манере, используя правильное количество мощи для каждой ситуации. Однако это не легко и, чтобы развить этот навык нужны годы практики в чи сао, совместно с правильным пониманием.

Вы должны знать принципы инь и ян.

Принципы инь и ян могут применяться ко всем аспектам боя. Вы должны знать, когда ударять и когда не ударять; это касается инь и ян сторон противника. Та сторона, откуда противник нападает, является "живой" или ян. Вы должны напасть на живую сторону прежде, чем противник закончит свое движение, чтобы остановить нападение. Вы должны разрушить или проконтролировать "живую" сторону противника так, чтобы она стала "мертвой", в то время как ваше "живое" нападение ударяет по внутренней линии. Когда вы нападаете после того, как противник уже закончил свое нападение, вы должны напасть на "мертвую" сторону противника, чтобы предотвратить возможность становления ее "живой". Если не имеется никакого движения, чтобы анализировать, вы должны напасть на открытую сторону. Знание, когда ударять и когда не ударять, относится к знанию принципов инь и ян.

Стратегия выбора момента (тайминг) и чувствительность.

Знание подходящего момента (тайминг; еще может переводиться как "чувство времени" или своевременность) для удара нужно чувствовать. Если вы можете чувствовать движение противника, вы будете способны распознать правильный момента для атаки. В Вин Чун чувствительность и правильный выбор момента исходят из практики "липких рук". Вы должны развить чувство сначала в руках, затем, после длительной практики, способность чувствовать постепенно распространяется по всему телу. Знание того, когда противник собирается двигаться прежде, чем он фактически сдвинулся с места, приходит с годами с развитием чувствительности и приобретением опыта в бою. Способность правильного выбора момента для атаки рождается из чувствительности и знания как захватить внутреннюю линию.

В Вин Чун базовым таймингом является, так называемый, регулярный тайминг. В практике "липких рук", это выбор момента между движениями, то есть вы нападаете в момент времени между остановкой одного движения противника и началом следующего. Регулярный тайминг развивается из вашего выбора момента в реакции на движение противника. В боевом применении вы не будете использовать регулярный тайминг, потому что регулярный тайминг существует в пределах других таймингов. Они называются ломающий, создаваемый и двойной. Ломающий тайминг используется, когда вы нападаете прежде, чем противник закончил свое первое движение. Другими словами вы прерываете его движение так, чтобы он не смог закончить свою атаку. Создаваемый тайминг используется, когда вы заставляете противника двигаться и затем вы нападаете в реакции на его движение. Двойной или отсроченный тайминг применяется, когда вы вначале используете создаваемый тайминг, заставляя противника нападать или перемещаться, затем вы используете ломающий тайминг, чтобы разрушить второе нападение противника. Требуется большое мастерство для того, чтобы, применяя все эти типы тайминга, вы могли непрерывно перетекать от движения к движению и контролировать боевую ситуацию.

Правильный выбор момента достигается через практику.

Вы должны понять регулярный тайминг, чтобы быть способным применить другие виды тайминга Вин Чун. Регулярный тайминг изучается через "липкие руки". Вопервых, нужно узнать ваши собственные моменты остановки и начала движений и затем почувствовать когда останавливаются и начинаются движения противника. Вы должны выполнить нападение между остановкой и началом движения противника. Требуется много практики, чтобы стать опытным в регулярном тайминге. Благодаря этой практике и из опыта наблюдения атак, направленных на вас, вы развиваете способность чувствовать, когда противник собирается начать движение и когда это движение остановилось так, чтобы вы инстинктивно знали, когда нужно атаковать.

Будьте точны в выборе момента.

Выбор момента для любого движения должен быть правильным, чтобы оно могло работать. Работающей техника становится тогда, когда правильный выбор момента ваших собственных движений удачно сочетается с выбором момента ваших атаки и контроля. Все части вашего тела, которые используются в технике, должны иметь надлежащий тайминг, чтобы достичь самой высокой эффективности. Изменение стойки, атакующее движение руки или ноги и выпуск мощи - все должно быть выполнено с правильным выбором момента. Вы должны развить совершенный выбор момента для ваших собственных движений и совершенный выбор момента относительно движений противника, чтобы иметь постоянный успех в бою. В боевой ситуации противник будет делать все, чтобы предотвратить ваш удар, направленный в него. Тогда в будете должны иметь совершенный тайминг, чтобы ваша атака прошла. Вы должны быть точны с выбором момента.

Ударьте, когда вы должны. Не ударяйте, когда вам не следует.
Не слишком увлекайтесь ударами. Не бойтесь получить удар.

Если это подходящее время, чтобы ударить, то ударьте. Вы можете или создавать подходящий момент, или прорываться через тайминг противника, чтобы ударить. Но вы должны понять регулярный тайминг, чтобы делать это. Если вы не можете чувствовать правильный момент или не можете создавать подходящий момент, не ударяйте, потому что это будет потраченное впустую движение. Если вы слишком сильно хотите нанести удар, вы забудете о правильном тайминге, и вы будете бить без какоголибо тайминга вообще. Может быть вам и удастся войти внутрь атакующих действий противника, но может быть и он сможет войти в ваши. С другой стороны, если вы испугаетесь получения ударов, вы разрушите ваш тайминг, потому что вы побоитесь позволить технике развиваться; тогда, даже с подходящим выбором момента вы потеряете шанс ударить. Изучайте тайминг основательно, чтобы знать, когда атаковать, а когда не атаковать.

От быстрых движений трудно защититься. Входите, когда противник замедляет свои движения.

Если противник проводит быстрые и непрерывные атаки, а вы не имеете навыка в изменении линии и ломающем тайминге, вам будет трудно выполнять защитные техники. Вместо этого, избегайте нападений, перемещаясь; нападите тогда, когда движения противника разбросаны, обособлены или стали медленнее.

Когда вы разовьете высокую степень навыка в Вин Чун, вы будете способны противодействовать быстрому, агрессивному бойцу, используя бо лэй йин или "стеклянную" технику. Когда противник нападает, вы уходите с его пути, защищая себя непосредственно вашей структурой тела и нанося удар по внутренней линии. Бо лэй йин методы чрезвычайно трудно выполнить из-за многих факторов, которые должны быть немедленно проанализированы в момент нападения. Только опытный и высококвалифицированный боец может применить эту технику.

Стиль Вин Чун имеет еще очень много стратегических принципов, которые были переданы от учителя к ученику в форме афоризмов. Все они делают Вин Чун тем, что называют "системой". Чтобы знать систему Вин Чун полностью, вы должны понять и, что более важно, быть способными применить эти стратегические принципы в реальных боевых ситуациях.

В Вин Чун имеется еще одно высказывание: "Тех, кто стал совершенным мастером системы очень немного". Вин Чун может казаться легким для изучения и разговоров о нем, но это только поверхностный уровень знания. Требуются годы прилежной практики под руководством учителя, который понимает эти стратегические принципы, который является мастером системы. Одной способности говорить о стратегии не достаточно, вы должны быть способны применить ее в реальной ситуации, чтобы показать, что вы верно понимаете их.


Материалы с сайта http://samooborona.info/a-strategy.html


Это практичная, строго научная и компактная система, построенная на логике и постоянном беспристрастном анализе теории и практики реального поединка.

Наиболее важная концепция - не противопоставление силы против силы, которая позволяет бойцу одолевать физически более сильных противников. В Вин Чун, практикующий боевые искусства, найдет способы применить силу своего противника против него же самого.

Развитие физической силы приветствуется (как и в любом контактном единоборстве), но не является главным фактором обучения. Основа Вин Чун - это именно технические действия, приводящие к победе.

Основой Вин Чун можно назвать несколько принципов:
  • Принцип центральной линии - воображаемая линия, проходящая вертикально через центр вашего тела. Ученик Вин Чун тренируется защищаться и атаковать по центральной линии, чем достигается высокая эффективность защитных техник и скорость атакующих;

  • Принцип экономии движения Базовая концепция - кратчайшее расстояние между двумя точками - это прямая.

  • Поэтому, практически не используются круговые удары руками ⁄ногами⁄. К сожалению, многие не правильно представляют эту концепцию. Самое распространенное заблуждение - что и передвижение в Вин Чун прямолинейные ⁄об этом ниже⁄;
  • Постоянный контакт с противником. В большинстве единоборств, при защите используется следующий подход - блок и затем удар. В Вин Чун, блок и удар происходят одновременно. Или одна рука блокирует руку противника, а другая одновременно бьет, или же сам блок переходит в удар. Если после удара противник не повержен, то боец Вин Чун продолжает атаку, не теряя контроля над противником: рука, которой только что был нанесен удар не оттягивается к корпусу, а котролирует руку противника, не давая ему возможности развить атаку, а рука, которая блокировала переходит на удар;

  • «Фейсинг» и работа ног ⁄передвижения⁄. Практикующий Вин Чун всегда стремиться занять такое положение по отношению к противнику, что бы обе руки могли действовать одинаково эффективно. Занимая определенное положение к противнику, последний не сможет использовать для атаки обе руки. Достигается это за счет передвижений.

Обучающийся Вин Чун, становится очень эффективным и легко приспосабливаемым бойцом. За относительно короткое время обучаемый овладевает основными принципами базовой техники.

Много учебного времени затрачивается на развитие "рефлексов чувствительности" - техника Чи Сао ⁄Липкие руки⁄. Чи Сао является учебным упражнением, целью которого является:
  • развитие чувствительности - боец Вин Чун, войдя в контакт с противником может предсказывать ⁄чувствовать⁄ следующее действие противника;

  • умение занимать необходимый угол для атаки и защиты;

  • контроль центральной линии;

  • отработка техники как таковой и передвижений.

Вся техника Вин Чун суммируется в шести формах ⁄формальных комплексах⁄, выстроенных в строгой иерархии.
Концепции защиты и атаки заложены в трех формах Вин - Чун: Сиу Лим Тао, Чам Киу, и Бил Джи.
По изучению этих техник переходят к изучению четвертого раздела обучения - «Техники деревянного маникена» - Мук Ян Чу Фа - это 4-ая форма Вин Чун.
После этого, начинается изучение работы с оружием - длинным шестом и парными ножами Дао /бабочки/.

Работа с оружием также подчинена основным базовым принципам (включая принцип тренировки рефлексов чувствительности). Многое в работе с оружием построено на тех же принципах, что и бой голыми руками.

Материалы с сайта http://www.wing-chun.ru/technic


Рейтинг@Mail.ru